Сабвуфер для автомобиля.
Это отдельная акустическая система, которая предназначается для воспроизведения звукового диапазона на низких частотах (обычно 20-120 Гц). Для возможности получить низкие хорошие частоты на обычной акустической системе (не подключая сабвуфер), как правило, необходимы довольно мощные и большие колонки. Использование сабвуфера позволит вам разгрузить акустическую систему с низкими частотами.
Устройство можно подключить к уже имеющимся у вас колонкам, которые не дают вам того звука, который вам необходим! Думаю, вы бы хотели такой сделать? Тогда для начала немного теории. Для того, чтобы добиться высокого качества звука самодельной акустической системы нужно знать немного теории. И определиться с выбором: головка и тип ящика.
Чуть ниже мы будем рассматривать три основных типа ящика, которые чаще всего применяются в сабвуфере, а так же оформление низкочастотной головки многополосных систем акустики.
О ящиках.
Мы будем рассматривать три основные типа ящика для АС, которые используются в сабвуфере. Но для начала немного о функции и предназначении любого из ящиков. Акустическая головка способна излучать звуковые волны не только вперед, но и назад. Наряду с этим м появился термин «акустическое замыкание», при котором волны с обеих сторон создают цепь и замыкаются. И в этом случае, вы ничего услышать не сможете. Так вот ящик для акустической системы предназначен для ликвидации данного замыкания, и придавать звучанию все необходимые характеристики по частоте и мощности. Существует три типа акустического оформления: закрытый ящик, бандпасс, фазоинвертор. Далее мы остановимся на них немного подробнее.
Ящик закрытого типа – sealed box.
Это самая простая АС. Колебательные волны в этом ящике находятся в закрытом объеме, и по итогу происходит погашение. Для того, чтобы предотвратить этот эффект, ящик изнутри заполняют звукоизолирующим материалом, который способен поглощать даже тепло. Повышение температурного воздуха значительно становится меньше и динамику «кажется» что позади него возникает еще больший объем, чем на самом деле. При всей этой простоте конструкции она обладает массой достоинств. Прежде всего – это простой расчет характеристики. Существует лишь один параметр – объем. Далее, во всем диапазоне частоты колебания диффузора останавливаются жесткой реакцией объема. Благодаря чему и снижается вероятность перегрузки механических повреждений динамика.
Фазоинвертор – vented box.
Это следующий по распространенности тип оформления акустической системы. Фазоинвертор более гуманен по отношению к диффузору с тыловой стороны. В фазоинверторе некоторая часть энергии, которая к ящике закрытого типа «устанавливается к стенке» и используется в мирных целях. Для этого внутренняя энергия работает сообща с внешним пространственным тоннелем, заключающим в себе некоторый воздушный объем. Данный эффект обычно достигается в не очень широком частотном диапазоне, около двух октав, но в его пределах коэффициент полезного действия растет.
Фазоинвертор намного капризнее с выборкой настроек и параметров, так как выбору, под контроллерный динамик, подлежат уже 3 параметра: длина тоннеля, объем ящика и поперечное сечение. Тоннель чаще всего делают именно так, чтобы у уже готового сабвуфера можно было регулировать глубину тоннеля, меняя настройки и частоты.
Полосовой громкоговоритель – band pass.
И это третий тип акустической системы, который часто применяют для автомобильных установок – полосовой громкоговоритель. Он состоит из закрытого объема, т.н. заднего вида и второго, снабженного тоннелем, как у простого фазоинвертора. Динамик находиться в перегородке между камерами именно так, что обе стороны диффузора работают на частично или полностью замкнутые объемы – отсюда и выявился термин «симметричная нагрузка».
Бандпасс – очень капризная в расчете штука и сложная в изготовлении. Так как динамик установлен внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке коробке именно так, чтобы съемная панель не нарушала герметичность и жесткость всей конструкции. Вам достаточно будет найти небольшое место на стыке салона с багажником, где и устанавливается жерло тоннель – и путь мощным басам полностью открыт.
Немного о головках. Прежде чем вы начнете делать ящик для сабвуфера, вам необходимо будет выбрать головку, под которую, и будут рассчитаны физические параметры ящика. Для того, чтобы выбрать динами, вы должны знать кое какие характеристики, и параметры.
Абсолютный параметр данных это:
- Эквивалентный объем VAS;
-Резонансная частотность FS;
- Полная добротность QTS;
Если вы не знакомы ни с одним из этих параметров, то самому у вас измерить не получится, и браться за этот динамик нет смысла. Вы ничего полезного сделать не сможете.
Резонансная частота (FS) РЧ – это резонансная частота самого динамика без акустического оформления. Ее так и можно измерить – динамик подвешивают в воздух на большое расстояние от окружающих предметов, и резонанс уже будет полностью зависеть от его собственных параметров – жесткости подвески и массы подвижности системы.
Чем ниже резонансная частота, тем лучше будет сабвуфер.
Полная добротность (QTS)
Добротность – это не качество конструкции, а соотношение вязких и упругих сил, которые существуют в подвижной системе динамика к близи частоты резонанса. Высокое значение добротности динамика означает, что происходит преобладание упругих сил. Это – как машина без амортизаторов. Достаточно будет попасть на камень, как машина начнет прыгать и стучать.
Самая огромная добротность измеряется у колокола, который ни на какой частоте, кроме как резонансной больше и не звучит.
Эквивалентный объем (VAS)
Почти все современные головки громкоговорителей основаны на принципе «акустического подвеса». Вся концепция состоит в установке динамика именно в такой объем воздуха, упругость которого равна упругости подвеса динамика.
Предположим, у нас есть два динамика с одинаковым размером и с одинаковой резонансной частотой. Но лишь у одного из них данное частотное значение получилось из-за жесткой подвески и тяжелого диффузора, а у другого наоборот, мягкой подвески и легкого диффузора. Эквивалентный объем этой пары при всей внешней схожести может легко различаться, и при установке в одни и те же ящики, в итоге звучание будет драматично отличаться.
Это отдельная акустическая система, которая предназначается для воспроизведения звукового диапазона на низких частотах (обычно 20-120 Гц). Для возможности получить низкие хорошие частоты на обычной акустической системе (не подключая сабвуфер), как правило, необходимы довольно мощные и большие колонки. Использование сабвуфера позволит вам разгрузить акустическую систему с низкими частотами.
Устройство можно подключить к уже имеющимся у вас колонкам, которые не дают вам того звука, который вам необходим! Думаю, вы бы хотели такой сделать? Тогда для начала немного теории. Для того, чтобы добиться высокого качества звука самодельной акустической системы нужно знать немного теории. И определиться с выбором: головка и тип ящика.
Чуть ниже мы будем рассматривать три основных типа ящика, которые чаще всего применяются в сабвуфере, а так же оформление низкочастотной головки многополосных систем акустики.
О ящиках.
Мы будем рассматривать три основные типа ящика для АС, которые используются в сабвуфере. Но для начала немного о функции и предназначении любого из ящиков. Акустическая головка способна излучать звуковые волны не только вперед, но и назад. Наряду с этим м появился термин «акустическое замыкание», при котором волны с обеих сторон создают цепь и замыкаются. И в этом случае, вы ничего услышать не сможете. Так вот ящик для акустической системы предназначен для ликвидации данного замыкания, и придавать звучанию все необходимые характеристики по частоте и мощности. Существует три типа акустического оформления: закрытый ящик, бандпасс, фазоинвертор. Далее мы остановимся на них немного подробнее.
Ящик закрытого типа – sealed box.
Это самая простая АС. Колебательные волны в этом ящике находятся в закрытом объеме, и по итогу происходит погашение. Для того, чтобы предотвратить этот эффект, ящик изнутри заполняют звукоизолирующим материалом, который способен поглощать даже тепло. Повышение температурного воздуха значительно становится меньше и динамику «кажется» что позади него возникает еще больший объем, чем на самом деле. При всей этой простоте конструкции она обладает массой достоинств. Прежде всего – это простой расчет характеристики. Существует лишь один параметр – объем. Далее, во всем диапазоне частоты колебания диффузора останавливаются жесткой реакцией объема. Благодаря чему и снижается вероятность перегрузки механических повреждений динамика.
Фазоинвертор – vented box.
Это следующий по распространенности тип оформления акустической системы. Фазоинвертор более гуманен по отношению к диффузору с тыловой стороны. В фазоинверторе некоторая часть энергии, которая к ящике закрытого типа «устанавливается к стенке» и используется в мирных целях. Для этого внутренняя энергия работает сообща с внешним пространственным тоннелем, заключающим в себе некоторый воздушный объем. Данный эффект обычно достигается в не очень широком частотном диапазоне, около двух октав, но в его пределах коэффициент полезного действия растет.
Фазоинвертор намного капризнее с выборкой настроек и параметров, так как выбору, под контроллерный динамик, подлежат уже 3 параметра: длина тоннеля, объем ящика и поперечное сечение. Тоннель чаще всего делают именно так, чтобы у уже готового сабвуфера можно было регулировать глубину тоннеля, меняя настройки и частоты.
Полосовой громкоговоритель – band pass.
И это третий тип акустической системы, который часто применяют для автомобильных установок – полосовой громкоговоритель. Он состоит из закрытого объема, т.н. заднего вида и второго, снабженного тоннелем, как у простого фазоинвертора. Динамик находиться в перегородке между камерами именно так, что обе стороны диффузора работают на частично или полностью замкнутые объемы – отсюда и выявился термин «симметричная нагрузка».
Бандпасс – очень капризная в расчете штука и сложная в изготовлении. Так как динамик установлен внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке коробке именно так, чтобы съемная панель не нарушала герметичность и жесткость всей конструкции. Вам достаточно будет найти небольшое место на стыке салона с багажником, где и устанавливается жерло тоннель – и путь мощным басам полностью открыт.
Немного о головках. Прежде чем вы начнете делать ящик для сабвуфера, вам необходимо будет выбрать головку, под которую, и будут рассчитаны физические параметры ящика. Для того, чтобы выбрать динами, вы должны знать кое какие характеристики, и параметры.
Абсолютный параметр данных это:
- Эквивалентный объем VAS;
-Резонансная частотность FS;
- Полная добротность QTS;
Если вы не знакомы ни с одним из этих параметров, то самому у вас измерить не получится, и браться за этот динамик нет смысла. Вы ничего полезного сделать не сможете.
Резонансная частота (FS) РЧ – это резонансная частота самого динамика без акустического оформления. Ее так и можно измерить – динамик подвешивают в воздух на большое расстояние от окружающих предметов, и резонанс уже будет полностью зависеть от его собственных параметров – жесткости подвески и массы подвижности системы.
Чем ниже резонансная частота, тем лучше будет сабвуфер.
Полная добротность (QTS)
Добротность – это не качество конструкции, а соотношение вязких и упругих сил, которые существуют в подвижной системе динамика к близи частоты резонанса. Высокое значение добротности динамика означает, что происходит преобладание упругих сил. Это – как машина без амортизаторов. Достаточно будет попасть на камень, как машина начнет прыгать и стучать.
Самая огромная добротность измеряется у колокола, который ни на какой частоте, кроме как резонансной больше и не звучит.
Эквивалентный объем (VAS)
Почти все современные головки громкоговорителей основаны на принципе «акустического подвеса». Вся концепция состоит в установке динамика именно в такой объем воздуха, упругость которого равна упругости подвеса динамика.
Предположим, у нас есть два динамика с одинаковым размером и с одинаковой резонансной частотой. Но лишь у одного из них данное частотное значение получилось из-за жесткой подвески и тяжелого диффузора, а у другого наоборот, мягкой подвески и легкого диффузора. Эквивалентный объем этой пары при всей внешней схожести может легко различаться, и при установке в одни и те же ящики, в итоге звучание будет драматично отличаться.